среда, 18 сентября 2013 г.

Коротко о государственном школьном образовании здесь...(окончание)

Что ж, пожалуй придется завершить тему о школьном образовании в Англии, чтобы у вас сложилось  неискаженная картина. Судя по дискуссии, которая развернулась после моей заметки здесь , эта злободневная тема и волнует многих.   Мне бы очень  хотелось, чтобы вы мои дорогие читатели,  не домысливали и  не ставили  "поспешные и неправильные диагнозы" -  типа тут хорошее образование, а вот  тут плохое, тут бело, а там черно...Такое тоннельное мышление не дает увидеть  вещи объективно и реально.


Я не хочу и не задаюсь целью сравнивать, просто хочу дать представление о школьном образовании здесь. Я созвонилась с приятельницей, которая работала в школе и у которой дочь училась  здесь, чтобы узнать из первых рук, а так же собрала небольшой материал в инете.(если обнаружите какие-то неточности, поправьте, ссылаясь на источник). Речь идет только о государственной средней школе, которая бесплатна и обязательна до 16 лет.

Ребенок закончивший начальную школу, которая прикреплена к району, где он живет, идет в среднюю школу в возрасте 11 лет. В этом возрасте он начинает ходить один, без сопровождения взрослых и уже в другую - среднюю школу, которую он может выбрать по своему усмотрению и зависит от его предпочтений. Многие школы узкоспециализированные. Ребенок свободен в своем выборе и класс распадается, т.е. дети не переходят в следующую школу дружно всем классом.


Весь учебная школьная программа делится на 4 стадии:
  • Первая и вторая стадия - это начальная школа с 5 до 10 лет  (6 лет обучения)
  • Третья стадия  - это средняя школа с 11 до 14 лет (7-8-9 год обучения)
  • Четвертая стадия - средняя школа с14  до 16 лет (10-11 год обучения)
Начиная с начальной школы ученики изучают, так называемые CORE предметы, они обязательные и их три:
1.English
2.Mathematics
3.Science 

 Фундаментальные предметы:
  • Информационные технологии и дизайн
  • История
  • География
  • Искусство и дизайн
  • Музыка
  • Физкультура 
  • Информационные и коммуникационные технологии
  • Иностран. языки
  • Гражданство
И факультативные предметы: Санитарное просвещение, религиозное обучение (по желанию) и секс просвещение (дают понятие о строении человеческого тела).
По окончанию начальной школы дети сдают тесты - экзамены по трем главным CORE предметам.

В средней школе дети продолжают учить те же предметы, что и в начальной школе. На 9 году обучения они изучают еще и:
  • карьерное просвещение и гид по выбору профессии и образования
  • секс просвещение и взаимоотношения
  • религия
На 9 году обучения ребенок  (а не родители!), в возрасте 14 лет, выбирает какие предметы он хочет учить углубленно, чтобы по окончанию школы, сдать экзамены именно по ним и получить сертификат об окончании средней школы.
 Среди них, обязательные 3 core предмета (англ., математика и наука) и дополнительно на выбор - из фундаментальных, кол-во определяет ребенок, но не менее двух. Получается он сдает, как минимум 5 экзаменов после окончания школы. Может выбрать и больше, главное, чтобы они вписались в его расписание.
 При выборе предметов, он обращает внимание на те, которые будут ему необходимы в будущем для поступления в колледж или университет. Те, что ему пригодятся и то, что ему нравится, чтобы не " париться" над другими предметами. 
 А  выбирает он из:
  • Арт (искусство и дизайн, музыка, танцы, драма, медиа арт)
  • Информационные дизайн и технология
  • Гуманитарии (история , география)
  • Современные иностранные языки (итальян, франц, испан, немецкий)
В средней школе, для комфорта ученика, обучение ведется на трех уровнях: высокий, средний и низкий. Уровень определяется по результатам теста. Поэтому один и тот же ребенок может  учить один предмет с классом , где преподают урок с  углубленным высоким уровнем знаний, а другой предмет с другим классом с  низким уровнем...


Психологи считают, что это правильно, учитывать способности каждого ребенка, чтобы ребенок с низким уровнем знаний не чувствовал себя изгоем среди детей с высоким. Он будет среди равных себе, соответственно его самооценка не будет страдать, и он будет полноценным членом общества в будущем.

Кроме того, на родительских собраниях запрещено прилюдно хвалить или ругать учеников, никаких оценок вслух. Запрещено оставлять детей после уроков, в качестве наказания. Любые задержки учеников в школе, только с предварительного оповещения и разрешения родителей.

По окончанию средней школы перед учеником  2 пути:
  • академический - идти учиться дальше, делать А- или AS -level
  • профессиональный - приобретать профессию и идти работать
Если выпускник выбирает первый, академический путь, то ему придется учиться дополнительно 2 года - делать А-уровень - углубленно и целенаправленно учить те предметы, которые ему необходимы для поступления в универ. И его задача, получить в конце обучения высокие отметки по этим предметам. Отбор в университет происходит на основании этих отметок.

Система оценок здесь другая и обширная-  А* (самая высокая), А (высокая), С (средняя),           D (нижесредней) и U(не зачет). Каждый универ имеет свои требования к поступлению, некоторым нужно как минимум две отметки А*, а некоторым достаточно и двух А....

Если выпускник средней школы выбирает второй путь - профессиональный, то он учится сразу на какую-то специальность в течении 2-3 лет. И становится профессионалом - парикмахером-стилистом, косметологом, инженером, бухгалтером, механиком и т.д.  После получения специальности, при желании, он может идти далее в университет,  а может идти сразу работать и расти вверх по карьерной лестнице, и не имея высшего образования, достичь карьерных высот.
Часто можно видеть здесь, на высоких позициях, человека не имеющего высшего образования. Он растет профессионально от ученика, подмастерья до руководителя, не имея академического высшего образования. Главное, чтобы он был профессионалом в своем деле.

Обычно сразу после окончания средней школы, выпускник берет годичный перерыв от учебы до поступления в универ -который называется gap,  в течении которого он едет куда-то, обычно в другую страну, где работает (официантом, например), зарабатывая себе на жизнь и нарабатывая жизненный опыт.

Как видите, образование здесь поставлено так, что ребенку не надо дополнительно ходить по другим школам, чтобы учиться еще и музыке, рисованию, танцам и т.д. Он может этому обучиться в средней школе, если ему это нравится, и если ему это нужно.

 Хочу заметить, что школа школе рознь. Не все государственные школы дают хорошие знания, как  частные школы. Но далеко не все родители могут позволить оплатить своему чаду частное образование. Поэтому большинство ходит в государственные, и ответственные родители ищут школу с хорошей репутацией, а таких школ тоже очень много. И ответственные родители стремятся внушить ребенку важность образования, мотивируя его на добросовестное обучение.

Но есть родители, которые взращивают безразличное отношение к образованию, потому что еле сводят концы с концами, живут на пособие или, получая минимальную зарплату, буквально выживают, часто сами не умеют читать и писать (таких много как среди англичан, так и среди иммигрантов), обитают в беднейших районах. Они понимают, что заплатить за дальнейшее образование не смогут, поэтому не заморачиваются и не считают нужным, чтобы и их дети  стремились к образованию...Это капитализм! И здесь  классовое государство.

А богатые люди, у которых дети учатся в частных школах, а потом в университете, могут заплатить за учебу, но таких все-таки не большинство, да и суммы за обучение растут катастрофически каждый год.
Принц Уильям закончил частную школу в Eton (одна из лучших!), стоимость обучения за год была в то время 30 000 фунтов, сдал 12 экзаменов по окончанию средней школы (GCSE) и 3 экзамена, делая дополнительный А -level ,  перед поступлением в СэнтЭндрю Университет (в Шотландии), который закончил  по специальности "География" с 2:1

Его жена, Кейт Мидлттон, закончила частную школу, сдала 11 экзаменов (GCSE)  по окончанию средней школы и 3 экзамена А -level. Затем поступила в  2001 году в тот же СэнтЭндрю Университет и закончила в 2005 году по специальности "История искусства" с 2:1

Другой принц, Харри тоже закончил частную школу, сдав 3 экзамена А-level и поступил в 2005 году на кадетский  офицерский курс в Королевско-военную Академию, которую закончил в в 2006 году.

Их отец, принц Чарльз, закончил Тринити колледж в Кембридже по специальности "История" с 2:2, его жена Камилла не имеет высшего образования, она закончила только частные школы в Англии и Швейцарии.

Надеюсь эта  сжатая и краткая информация о школьном образовании поможет вам, мои дорогие читатели, иметь правильное представление и не судить об этом стереотипно.
Спасибо, что были со мной!

ПыСы: Все фотографии взяты из разных источников интернета.



Этот материал показался интересным? Поделиться:


13 комментариев:

  1. Да,трудно,что-то написать. Просто еще хочу добавить,как однажды сказал один военный специалист,который у нас работал штате-
    образование это гены родителей и умная голова ребенка.Можно же научить,а нужно ли ему это будет в будущем и будет ли он применять полученные знания?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для меня лично было огромное открытие здесь то, что стеснительность - это негативное качество (а меня в школе учили другому)...
      Пусть ребенок будет всесторонне образован, и музыке, и танцам, и рисованию, и "знает все законы Ньютона и происхождение видов", но при этом будет стеснительным, потому что его так воспитывали в школе, дома (чрезмерная опека, диктат, фаворитизм в школе), то он просто потеряется в здешнем обществе и не сможет "выгодно продать себя работадателю", а тот, кто не имеет такого багажа знаний, какой-нибудь дебил, но с развитым чувством собственного достоинства, найдет себе применение, найдет и работу высокооплачиваемую и совершенно не будет ущербным...

      Удалить
  2. Спасибо большое за информацию. Мне во многом нравится английская система образования, но я сужу как дилетант, потому что сама через это не проходила. :) Однако, звучит все логично и правильно.

    P. S. И как избавляться от этого - от застенчивости и скромности, когда всю твою жизнь это всячески поощрялось?) Пора, видимо, начинать выращивать в себе чувства собственного достоинства и собственной значимости. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Анастасия , за такой полный и интересный рассказ об образовании в Англии...
    Мне тоже понравилась их система...Вспоминаю, свою работу в школе и обучение своего сына!!!
    Честно скажу, не хочу возвращаться в школу:(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вспоминаю последние годы обучения своей дочери в школе, где когда-то училась я, так там ничего не изменилось с тех пор.Та же диктатура с большивистким уклоном,те же методы подавления проявления индивидуальности...ходить, как все, думать, как все, делать,как все...Шаг вправо,шаг вправо - прилюдное осмеяние...

      Удалить
  4. Существует мнение, что выпускники отечественных школ обладают лучшими знаниями, чем в других странах. К сожалению, в них не уделяют внимание развитию индивидуальности у ребенка. Ученик либо дебил, либо хорошист и отличник.
    А ведь самое важное для ученика и маленького человечка, независимо от его способностей, научиться быть Человеком. Школы Европы, равно как Англии, создают возможности для формирования независимых суждений, принятию Собственных суждений, ответственности, осознанию собственных прав и многому другому.
    Соотечественникам трудно понять систему таких школ, поэтому большей частью они подвергаются критике.
    Анастасия, интересную тему ты подняла!
    А вот стеснительность в датской системе образовании расценили бы как отсутствие социальной компетентности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, как я согласна с тобой!!!Я понимаю, что нашим соотечественникам трудно понять, себя помню, многое не замечала, да и не знала,что может быть как-то по-другому, что может быть комфортно и удобно жить, что никто никогда не будет учить жизни,давать советов, давить, приказывать, осуждать, судить, высмеивать...





      Удалить
  5. Очень познавательно, спасибо. Довольно продуманная система. Понравилась трех-уровневый принцип обучения в школе -слабый, средний, сильный класс. Не только слабый ученик не будет чувствовать себя уязвленным, но и сильный ученик будет стремиться быть лучше, находясь среди равных себе. Я, например, класса с 6-го скатилась в хорошистки, так как быть отличницей было "немодно" (ужас) и конкурировать было почти не с кем.
    Двух-годичное специальное образование после школы -это тоже правильно, я считаю. Это как у нас ПТУ? В России это, к сожалению, непрестижно. И все поголовно идут в ВУЗы просиживать штаны за ненужные корочки.
    А вообще, из всех школ, о которых я слышала, самая продуманная - Усть-Илимский экспериментальный лицей! Вот бы таких побольше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, я тоже считаю,здесь продуманная система, и каждый год они совершенствуют что-то...Вот услышала новость по радио и ТВ, в начальной школе (инфант классах), со следующего года будут бесплатные обеды для всех,до этого были только для бедных слоев населения. Вводят это с благословления медиков, чтобы кормить детей здоровой и полезной едой.
      Российские ПТУ не сравнимы со здешними колледжами. Здесь другая система, и она разнообразная и сложная, тоже имеет уровни ...Но смысл в том, что после окончания, выпускник преобретает профессию и может строить карьеру...Я не могу представить по окончании российского ПТУ, выпускник может достигнуть карьерных высот, не имея высшего образования...Здесь это повсеместно...

      Ты, Лена, закончила один из престижнейших ВУЗов в России, куда всегда огромный конкурс и куда до сих пор платят огромные взятки (звучит дико здесь, но это факт для России), чтобы поступить...Но... ты пошла и закончила в НьйЙорке один из лучших Институтов в области fashion and disain...Наверное, это и есть хороший аргумент в защиту здешнего образования...

      Я согласна, что У-И экспериментальный лицей хороший и побольше бы таких!!!

      Удалить
  6. Замечательная статья, Анастасия! Екатерина Тиле-Данилова

    ОтветитьУдалить